Расположение

Москва, ул.Гамалеи, д.15

м. Щукинская, авт/марш. №100 и №681
до ост. "Клиническая больница №86"

Пристройка к поликлинике 1 этаж
Отделение лучевой диагностики

Эл. почта:
[email protected]

 
  • Под контролем
    Под контролем

    Федерального
    медико-биологического
    агентства
  • Профессиональные снимки
    Профессиональные снимки

    на современном томографе
  • Удобное расположение
    Удобное расположение

    рядом с метро Щукинская
  • МРТ коленного сустава 4000 руб
    МРТ коленного сустава 4500 руб.
  • Предварительная запись
    Предварительная запись,
    что исключает ожидание в очереди
  • Возможность получения заключения на CD
    Возможность получения
    результатов на CD

Записаться
на приём

+7 (495) 942-38-23 (МРТ коленного сустава, денситометрия)

+7 (903) 545-45-60 (МРТ остальных зон)

+7 (903) 545-45-65 (КТ)

С 9.00 до 15.00

По рабочим дням

 


 

Мрт при аутизме что покажет


Что покажет МРТ при аутизме?

Точные причины, вызывающие аутизм, неизвестны, но одна из них может быть связана с органическими изменениями в головном мозге пациента. С целью установления причины расстройства развития головного мозга лечащий врач может назначить МРТ. Виден ли на МРТ аутизм, а также в каких случаях может быть полезен данный метод диагностики, читайте в нашей статье.

МРТ при аутизме

В диагностике аутизма МРТ привлекается для исключения органических причин расстройства. Если в результате полученных данных окажется, что аутизм не вызван структурными (органическими) изменениями в головном мозге, лечащий врач сможет обратиться к другим методам диагностики.

Аутизму органического происхождения сопутствуют изменения в участках мозга, которые отчетливо визуализируются на МРТ. К примеру, затруднение или отсутствие коммуникативных навыков может быть вызвано изменениями в лобной и височной долях мозга. При органическом повреждении мозга может прослеживаться асимметрия боковых желудочков.

Чем полезна МРТ при расстройстве развития мозга?

Дифференциальная диагностика

В некоторых случаях аутизм может иметь клиническую симптоматику, схожую с другими заболеваниями. Так, МР-сканирование позволяет выявить гидроцефалию, энцефалопатию, кровоизлияние, аномалии развития головного мозга, сглаженность коры головного мозга и повышенное внутричерепное давление, свойственное другим патологиям. Кроме того, МРТ выявляет ишемическое поражение головного мозга. Своевременная диагностика данных патологий позволит назначить максимально эффективное лечение.

Выявление опухолей

Одной из возможных причин развития аутизма может являться наличие опухоли в головном мозге пациента. МРТ – наиболее эффективный метод диагностики выявления новообразований вне зависимости от их локализации и степени. Важно отметить, что в ходе диагностики отсутствует вредное излучение, способное вызвать рост опухолевых клеток.

МРТ в ранней диагностике аутизма

В журнале Nature в феврале 2017 года американские ученые опубликовали результаты исследования ранней МРТ-диагностики у детей с аутизмом. Исследователи пришли к выводу, что ранняя МРТ-диагностика открывает возможность для оперативного вмешательства и лечения, которые могут быть более эффективными именно на первоначальной стадии. К примеру, у детей с подозрением на аутизм в возрасте 6-12 месяцев было обнаружено расширение поверхности головного мозга (увеличение его площади и объема). При этом атипичная структура головного мозга, как правило, формируется к двум годам. По мнению ученых, вовремя проведенная диагностика дает возможность безотлагательно приступить к лечению.

www.mrtspb.ru

Что показывает МРТ головного мозга при аутизме, томография головы в СПб -адреса.


 

Показывает ли МРТ аутизм - это частый вопрос, который задают обеспокоенные родители врачам-диагностам в медицинских центрах СПб. Краткий ответная на этот вопрос: частично - да. А почему частично, мы поговорим в этой статье


Что такое аутизм

Причина расстройства, которое врачи называют аутизм - это, как правило, определенное изменение на генетическом уровне, сочетающееся с морфологическими клеточных изменений в структуре тканей подкорковых структур мозга и мозжечка. Этот медицинский термин объединяет в себе несколько синдромов. Классификация аутизма проводится с учетом механизмов развития заболевания и его причин. В целом, первичные виды данной когнитивной аномалии имеют одинаковую симптоматику, поэтому они объединены под общим названием: расстройства аутистического спектра. Есть два вида аутизма, которые встречаются чаще всего и имеют свои особенности - это синдром Каннера и синдром Аспергера. Под синдромом Каннера обычно понимают ранний детский аутизм, который проявляется буквально с первых месяцев жизни ребенка, и по мере его развития по нарастающей у малыша видны признаки отставания в контакте с внешним миром. Так, речь развивается очень медленно и плохо, может вообще проявляться очень поздно или быть совсем несвязанной. При синдроме Каннера зачастую наблюдается отставание в развитии интеллекта, поскольку сама личность не растет и не общается. Для того, чтобы развитие мозга и интеллекта происходило, малышу нужна прямая обратная связь с внешним миром, которая при данной патологии отсутствует.

Синдром Аспергера - это облегченная форма проявления аутизма. Речь у ребенка с такой формой заболевания достаточно ясная и четкая, но спонтанная. Иногда ребенок говорит нелогичные вещи, бывает, что какие-то слова он произносит громче или тише. При синдроме Аспергера интеллект ребенка в общем-то соответствует возрасту или может даже быть высоким и превышать способности сверстников. Обычно моторика и движения нарушены больше при синдроме Аспергера. Однако, если говорить о способности к самообслуживанию, более яркие и тяжелые нарушения проявляются при синдроме Каннера. Аутизм бывает первичным и вторичным. К первичной форме относят врожденный аутизм. Вторичный аутизм развивается как следствие расстройств, заболеваний, повреждений центральной нервной системы. Тогда аутичный синдром становится симптомом дегенеративных неврологических изменений. Вторичный аутизм может, например, возникнуть при энцефалопатии эпилептической или травматической, болезни Альцгеймера, болезни с тельцами Леви, болезни Крейтцфельдта — Якоба.

Некоторые врачи в рамках вторичного аутизма выделают подгруппу соматогенных видов аутизма, которые вызываются инфекцией или вирусными заболеваниями, например менингитом. В особую группу врачи выносят также форму атипичного аутизма. Под этим понятием медики подразумевают отличие этого заболевания от классической формы по времени развития и выраженности симптомов.  


Симптомы

  • нарушения коммуникативных способностей;
  • нарушения речи;
  • нарушения слуха;
  • нарушения двигательных способностей;
  • эмоциональное обеднение.

Способы диагностики аутизма Диагноз аутизм ставит врач-психиатр. Основой диагностики являются результаты наблюдения за клиническими проявлениями заболевания. При первичном аутизме обычно, оценивая поведение ребенка, родные выявляют признаки, которые их настораживают, и сначала обращаются за советом и коррекцией к педагогам, педиатрам и психологам. К врачам-психиатрам родители с ребенком аутистом уже приходят, когда педагогическими и психологическими методами повлиять на малыша не получается. В ходе консультации психиатр пытается выявить основные симптомы, из которых складывается диагностика детского аутизма. В триаду симптомов аутизма входят:

  • преобладание замкнутой внутренней жизни, когда ребенок погружается внутрь, и все, что окружает, его не интересует;
  • отстранённость от внешнего мира - визуальный, аудиальный, кинестетический контакт с внешним миром практически отсутствует;
  • бедность в выражении эмоций.
Расстройства аутического спектра относятся к категории диагнозов, которые требуют времени и наблюдения, поэтому, как правило, в медицинских центрах СПб диагностика аутизма идет в течение нескольких лет. Первичное обращение обычно происходит после года жизни ребенка. Этап наблюдения за симптомами проявления аутизма иногда длится до 3-4 лет. В основном окончательно определяют это заболевание на основе результатов опросника КАСТ, состоящего из 79 вопросов, на которые нужно отвечать да или нет. Они охватывают около 30 разных симптомов и проявлений данной патологии. Этот тест считается очень показательным и не требует каких-то особых обследований. Поскольку аутизм с точки зрения физического проявления затрагивает центральную нервную систему, лабораторные обследования мало что могут показать врачам. Тест на нагрузку на сахар и инсулиновые пробы являются косвенным симптомом данной патологии. Его результаты могут только насторожить, но не подтвердить диагноз. Микроматричный анализ хромосом, безусловно, поможет выявить какие-то изменения, но опять же не является тестом на подтверждение аутизма.

МРТ мозга при первичном аутизме применяют для того, чтобы дифференцировать эту когнитивную патологию от неврологических и нейродегенеративных заболеваний. При вторичном аутизме МРТ головного мозга позволяет выяснить первопричину недуга. Во время беременности можно выявить у плода риск развития аутизма, если были инфекционные заболевания. Для этого делают процедуру МРТ плода. Но 100 % предвидеть, что у ребенка будет развитие аутизма, к сожалению, медицинские методы диагностики, включая магнитно-резонансную томографию, не могут.
 


МРТ при аутизме

При первичном аутизме МРТ головного мозга может показать изменения, которые чаще всего сопровождают данное заболевание, а именно:
  • увеличение объема и массы головного мозга
  • гипотрофии мозжечка
  • клеточные структурные изменения в подкорковой зоне головного мозга.
Однако по статистике такие изменения наблюдаются только в 48% случаях. Поэтому МРТ головного мозга не включено в стандарты исследования пациентов с первичным аутизмом и не является обязательным. МРТ головного мозга при детском аутизме также делают для того, чтобы исключить другие расстройства и органические заболевания головного мозга и сосудов. По средствам томографии дифференциация аутизма происходит с такими патологиями как:
  • гидроцефалия
  • энцефалопатия
  • болезнь Галлервордена-Шпатца
  • синдром Ландау-Клеффнера
  • нарушения слуха из-за патологий среднего уха и височных костей
  • болезнь Уиппла
  • менингит.
При вторичном аутизме целью МРТ мозга является выявление основного заболевания, которое дает аутичную симптоматику. В зависимости от других клинических проявлений врач назначает МРТ головного мозга, МРТ сосудов головного мозга, МРТ гипофиза, либо комплексное МРТ обследование головы (МРТ головного мозга + МР-ангиография). Результаты томографии позволяют диагностировать такие заболевания как:
  • энцефалопатия
  • гидроцефалия
  • вирусные энцефалиты
  • хронические бактериальные и грибковые менингиты
  • синдром Гайе-Вернике
  • болезнь Иценко-Кушинга
  • нейросифилис
  • болезнь Крейтцфельдта-Якоба
  • болезнь Альцгеймера
  • кортикобазальная дегенерация
  • прогрессирующий надъядерный парез взора
  • сосудистая деменция
  • опухоли, субдуральные гематомы и мозговые абсцессы.
Все эти патологии могут выражаться признаками, схожими с аутизмом. Процедура проведения МРТ будет зависеть от целей и протокола исследования. В некоторых случаях при дифференциальной диагностике потребуется введение контрастного препарата. МРТ головного мозга с контрастом осуществляется в большинстве диагностических центров СПб с использованием состава на базе редкоземельного металла гадолиния. Это вещество гипоаллергенное, безвредное и крайне редко дающие побочные эффекты. Решение о контрастном или бесконтрастном проведении МРТ принимает либо лечащий врач, либо диагност, если в ходе сканирования есть признаки образований, которые требует контрастного усиления для их лучшей визуализации.

 

Где сделать МРТ головного мозга при аутизме

При аутизме МРТ исследование головы лучше всего сделать на МРТ аппарата с мощностью индукционного поля как минимум 1,5 Тесла. Однако дифференциальная диагностика некоторых редких и сложных форм нейродегенеративных деменций может потребовать от пациента исследования на сверхвысокопольном томографе 3 Тесла. Специалисты Городского центра записи будут рады помочь выбрать правильный медицинский центр в Санкт-Петербурге и записать Вас или Вашего ребенка на томографию в ближайшее время. Звоните, мы стараемся помочь каждому!   

Метро: Не выбраноАвтовоАдмиралтейскаяАкадемическаяБалтийскаяБухарестскаяВасилеостровскаяВладимирскаяВолковскаяВыборгскаяГорьковскаяГостиный дворГражданский проспектДевяткиноДостоевскаяЕлизаровскаяЗвёзднаяЗвенигородскаяКировский заводКомендантский проспектКрестовский островКупчиноЛадожскаяЛенинский проспектЛеснаяЛиговский проспектЛомоносовскаяМаяковскаяМеждународнаяМосковскаяМосковские воротаНарвскаяНевский проспектНовочеркасскаяОбводный каналОбуховоОзеркиПарк ПобедыПарнасПетроградскаяПионерскаяПлощадь Александра НевскогоПлощадь ВосстанияПлощадь ЛенинаПлощадь МужестваПолитехническаяПриморскаяПролетарскаяПроспект БольшевиковПроспект ВетерановПроспект ПросвещенияПушкинскаяРыбацкоеСадоваяСенная площадьСпасскаяСпортивнаяСтарая ДеревняТехнологический институтУдельнаяУлица ДыбенкоФрунзенскаяЧёрная речкаЧернышевскаяЧкаловскаяЭлектросила

Исследование: Не выбраноМРТ головыМРТ позвоночникаМРТ суставовМРТ сосудовМРТ органов грудной клеткиМРТ органов брюшной полостиМРТ забрюшинного пространстваМРТ органов малого тазаМРТ кишечникаКТ головыКТ позвоночникаКТ сосудовКТ суставовКТ костейКТ органов грудной клеткиКТ органов брюшной полостиКТ мочевыделительной системыКТ органов малого таза

Свободных мест: Сегодня - 6, Завтра - 1

Свободных мест: Сегодня - 1, Завтра - 2

Свободных мест: Сегодня - 6, Завтра - 4

Свободных мест: Сегодня - 6, Завтра - 1

Свободных мест: Сегодня - 5, Завтра - 3

Свободных мест: Сегодня - 3, Завтра - 1

Свободных мест: Сегодня - 2, Завтра - 5

Свободных мест: Сегодня - 2, Завтра - 6

Свободных мест: Сегодня - 6, Завтра - 4

Свободных мест: Сегодня - 2, Завтра - 3

Свободных мест: Сегодня - 5, Завтра - 4

Свободных мест: Сегодня - 5, Завтра - 2

Свободных мест: Сегодня - 1, Завтра - 3

Свободных мест: Сегодня - 6, Завтра - 2

Свободных мест: Сегодня - 5, Завтра - 2

Свободных мест: Сегодня - 5, Завтра - 2

Свободных мест: Сегодня - 4, Завтра - 2

Свободных мест: Сегодня - 5, Завтра - 3

Свободных мест: Сегодня - 4, Завтра - 4

Свободных мест: Сегодня - 5, Завтра - 1

Свободных мест: Сегодня - 4, Завтра - 2

Свободных мест: Сегодня - 6, Завтра - 6

Свободных мест: Сегодня - 1, Завтра - 1

Свободных мест: Сегодня - 2, Завтра - 2

Свободных мест: Сегодня - 1, Завтра - 4

Свободных мест: Сегодня - 3, Завтра - 6

Свободных мест: Сегодня - 3, Завтра - 4

Свободных мест: Сегодня - 5, Завтра - 3

Свободных мест: Сегодня - 5, Завтра - 2

Свободных мест: Сегодня - 5, Завтра - 6

Свободных мест: Сегодня - 1, Завтра - 2

Свободных мест: Сегодня - 4, Завтра - 5

Свободных мест: Сегодня - 3, Завтра - 6

Свободных мест: Сегодня - 6, Завтра - 3

Свободных мест: Сегодня - 6, Завтра - 4

Свободных мест: Сегодня - 5, Завтра - 6

Свободных мест: Сегодня - 5, Завтра - 5

Район: Выборгский Метро: Озерки, Политехническая, Проспект Просвещения Адрес: Санкт-Петербург: пр.Культуры д.4

clinicamrt.spb.ru

✚ ЭЭГ и МРТ при аутизме и умственной отсталости . Нейропсихиатрическая клиника Минутко

    Диагностическая категория первазивное (распространяющиеся)  расстройства развития (PDD) относится к группе из пяти расстройств: аутизм, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство, синдром Аспергера и первазивное расстройство развития, не указанные иным образом (PDD-NOS), , которое включает атипичный аутизм.  Изменение ЭЭГ и судорожный синдром  считаются очень частыми находками у больных с расстройствами аутистического  спектра  с коморбидной умственной отсталостью.

   Наиболее частые типы приступов включают генерализованные тонико-клонические, атипичные, сложные частичные и миоклонические приступы. Эпилептические приступы у больных  аутизмом показывают два пика во время развития ребенка , один до 5 лет, а другой - после 10 лет. Почти у 15–20% пациентов с аутизмом без эпилепсии наблюдаются пароксизмальные нарушения ЭЭГ.  Клиническое значение эпилептиформных комплексов на ЭЭГ  без явных клинических проявлений судорожного синдрома  неясно, но они могут вызывать когнитивные нарушения и сопровождаться неадекватным поведением. Эпилептиформные записи ЭЭГ при других психоневрологических расстройствах у детей, таких как дефицит внимания / гиперактивность, также могут быть фиксироваться  (6,1%) по сравнению со здоровыми  детьми школьного возраста (3,5%). Совокупный риск развития эпилепсии у пациентов с умтсвенной отсталостью  к 15-летнему возрасту составляет  13%, в основном в зависимости от наличия сопутствующих нарушений, таких как церебральный паралич.  В отсутствие связанных с этим нарушений и постнатальных травм риск оказывается  намного ниже (3,9%). Тем не менее, уровень эпилепсии при тяжелой умственной отсталости  превышает 60%. 

    Магнитно-резонансная томография (МРТ) является часто используемым инструментом исследования аутизма, который дает ценные клинические данные, причем нарушения , выявленные с помощью МРТ могут встречаться у 25–45% пациентов с аутизмом, однако, эти нарушения не всегда требуют лечения. Одно из исследований показало, что аномалии ЭЭГ и МРТ могут быть такими же частыми (почти 25%) у пациентов с PDD-NOS, как и у пациентов с аутизмом. 

   Более редкая частота  нарушений ЭЭГ  может быть связана с более ранним возрастом больных детей  (6 лет или моложе - 53,1%).  Известно, что судороги более распространены у подростков и  пациентов юношеского возраста. В большинстве случаев исследователи не обнаружили никакой связи между аномалиями МРТ и тяжестью  умственной отсталости. У пациентов с легкой и средней степенью интеллектулаьной недостаточности более высокие показатели аномалий ЭЭГ, чем у пациентов без умтсвенной отсталости , но у пациентов с тяжелой формами последней  был более высокий уровень аномалии ЭЭГ, чем у пациентов с более легкой интеллектуальной недостаточностью .

     Нарушения МРТ, обнаруженные у 12,3% пациентов с задержкой психического развития , проявляются нерезко выраженной  атрофией коры и двусторонней перивентрикулярной лейкомаляцией.  Выявленные нарушения на ЭЭГ  являются очаговыми (активными)  эпилептиформными  и пароксизмальными нарушениями, которые часто выявляются в правой и левой височной коре и смежных корковых структурах. Можно предположить, что  очаговые и мультифокальные пароксизмальные нарушения ЭЭГ распространены в центрально-теменно-височных областях, и что височная кора может играть важную роль в патогенезе аутизма. Общий дефицит внимания при аутизме, который является основным симптомом, может быть связан с медиальной дисфункцией височной доли. Однофотонная эмиссионная компьютерная томография и позитронно-эмиссионная томография также предполагают медиальное вовлечение височной доли.  Посмертные и нейровизуальные исследования выявили аномалии в передней части поясной извилины и мозжечка при задержке психического развития, в частности, сочетающемся с явным аутизмом. Исследователями не было выявлено существенных различий в частоте нарушений ЭЭГ и МРТ у пациентов с акушерскими осложнениями или без них при умственной отсталости. Наиболее частые нарушения МРТ могут быть связаны с гипоксически-ишемической энцефалопатией, а височная кора и смежные корковые структуры являются наиболее частыми местами локальных активных нарушений эпилептической и пароксизмальной ЭЭГ.

minutkoclinic.com

✚ Функциональная МРТ при аутизме . Нейропсихиатрическая клиника Минутко

         Расстройство спектра аутизма (ASD) - это нейробиологическое расстройство развития, которое проявляет признаки качественного нарушения социального взаимодействия ( для диагностики ASD может быть  использован опросник для  анализа спектра аутизма - ASSQ). 

            ASD характеризуется такими основными симптомами, как постоянные дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в разных контекстах, а также ограниченные повторяющиеся модели поведения, интересов или деятельности.  Фундаментальный фенотип ASD является качественным нарушением социального взаимодействия ( общепринятая клиническая точка зрения) , причем, в течение последних 30 лет были проведены различные исследования визуализации мозга, включая функциональную магнитно-резонансную томографию (fMRI), которую можно рассматривать , как часть усилия по исследованию нейронных коррелятов социального дефицита при ASD.

         Среди результатов исследований МРТ, которые выходят за рамки простой оценки мозга с точки зрения структуры и фактически оценивают функцию каждой области мозга, что позволяет « исследовать in vivo », одним из наиболее убедительно реплицированных результатов является аномалия в так называемом «социальная область мозга».

       "Социальная область мозга" включает в себя верхнюю височную борозду (STS) и ее прилегающие области, такие как средняя височная извилина (MTG), фузиформная  извилина (FG), амигдала (AMY), медиальная префронтальная кора (MPFC) и нижняя фронтальная извилина (IFG).

         Известно, что "социальная область мозга" играет важную роль в социальном познании, поскольку  является "резервуаром" для накопления когнитивных процессов, необходимых для понимания и взаимодействия с другими людьми.  Во многих исследованиях FMRI было обнаружено, что группа пациентов с ASD демонстрирует гипоактивацию "социальной области мозга" по сравнению со здоровой контрольной группой.

         Чтобы  понять социальный дефицит ASD (то есть клинические особенности) и объяснить результаты исследований изображений мозга, необходимо упростить ряд основных процессов соответствующего социального взаимодействия между людьми , которые являются качественно недостаточными у пациентов с ASD. Первый шаг - распознать эмоции на  выражении лица другого человека. Следующий шаг - испытать и разделить эмоциональные состояния другого человека, имитируя и воспроизводя опознанные эмоции в собственном сознании  - «эмпатический процесс». В этой связи понятие «эмпатия» может быть определено как «аффективное состояние, вызванное обменом эмоциями или сенсорными состояниями другого человека».  Следующим шагом после эмпатического процесса является рассмотрение перспективы другого человека, понимание базовой ситуации и намерения другого человека, вызвавшего определенную эмоцию или поведение, а также прогнозирование и демонстрация  соответствующих ответов. Это называется «ментализирующим процессом» и имеет важное значение для успешного социального взаимодействия.

         Нейронные корреляты, которые, как известно, связаны с ключевыми процессами социального взаимодействия, упомянутыми выше (т. е. эмпатией и ментализацией) и включены в область социального мозга, которая демонстрирует  аномалию в исследованиях изображений пациентов с расстройствами аутистического спектра. В частности, восприятие эмоционального выражения лица, которое является первым шагом в понимании внутреннего мира другого человека, представляет собой сложный визуальный процесс, который сопровождается активацией передних лимбических областей (например, AMY) и других областей коры (например, STS и поясной коры ),  а также активацию FA, которая является избирательной областью и имеет важное значение для кодирования черт лица и распознавания его идентичности. Известно, что STS играет важную роль в визуальном анализе динамических аспектов, в частности изменений выражения лица. На следующем этапе, для эмпатии с переживаний эмоцией другого человека, важно выполнить процесс моделирования поведения и эмоций другого человека через систему зеркальных нейронов (MNS). Другими словами, когда мы смотрим на другого человека, который выражает определенную эмоцию, мы проходим внутренний имитационный процесс посредством активации нашего MNS, и, таким образом, мы можем ощущать эмоции, которые испытывает другой человек, «как если бы мы сами испытали эмоции». Эти MNS также включены в область IFG социальной области мозга. Кроме того, ментализация - это способность понять намерение поведения другого человека и предсказать «психические состояния» другого человека. Регионы, которые неоднократно идентифицировались как нейронные корреляты, имеющие отношение к ментализации, основанные на исследованиях МРТ с использованием различных парадигм, представляют собой pSTS / TPJ, височные  поля и MPFC, которые также включены в область "социального мозга".

        Когда эмоциональные стимулы лица показываются  детям с расстройствами аутистического спектра (ASD), различные области "социального мозга", имеющие отношение к социальному познанию, демонстрируют снижение своей активности. В частности, дети с ASD проявляют меньшую активность в правой миндалине (AMY), правой верхней височной борозде (STS) и правой нижней лобной извилине (IFG). Активация левой островковой коры и правой IFG в ответ на изображения счастливых лиц меньше в группе пациентов с ASD. Аналогичные результаты обнаруживаются и в левой верхней островковой извилине и правом островке  в случае нейтральной стимуляции.

        Дефицит социального познания при ASD можно объяснить ухудшением способности визуального анализа "эмоциональных лиц", последующей внутренней имитации через систему зеркальных нейронов (MNS) и возможностью передачи его в лимбическую систему  для обработки переданных эмоций.

       Различные визуальные области (например, фузиформная  извилина, нижняя и средняя затылочные извилины , лингвальная извилина и т. д.) участвуют в обработке эмоциональных выражений лица. Результаты  исследований показывают, что группа ASD не демонстрирует пониженной активации этих зрительных областей по сравнению с контрольной группой, а в случае стимуляции изображением счастливого лица группа ASD демонстрирует довольно усиленную активацию Rt. в затылочных извилинах  по сравнению с контрольной группой. Это можно интерпретировать как указание на то, что хотя визуальное восприятие и анализ необходимы для успешного социального взаимодействия, критически важны последующие процессы, такие как внутренняя имитация, эмоциональная обработка и интерпретация намерений поведения другого человека.

          Область коры островка  играет определенную роль в соединении с лимбической системой (т. е. "эмоциональным центром") и необходима для того, чтобы ощущать эмоции другого человека, как если бы это была собственная эмоция, через внутреннюю имитацию, происходящую в MNS. Анатомически область островка связана как с MNS, так и с лимбической системой ( для счастливого и нейтральных стимулов изображения лица, группа больных ASD демонстрирует  пониженную активацию области островка. 

           Согласно «гипотезе правого полушария», два полушария головного мозга специализируются по-разному в отношении обработки эмоций. Другими словами, правое полушарие уникально квалифицировано для обработки эмоций, а левое полушарие играет вспомогательную роль в эмоциональном восприятии. Также кажется, что задачи, связанные с эмоциями, делятся между двумя полушариями мозга, причем правое полушарие специализируется на восприятии негативных или избегающих связанных эмоций, в то время как левое полушарие активируется эмоциями от положительного опыта.

minutkoclinic.com

Неврология или аутизм? - запись пользователя Dana (Schinid) в сообществе Детские болезни от года до трех в категории Неврология

Всем привет!

Сыну 1,9 года. С начала лета ходим по врачам. Вернее слушаем, что наш ребенок здоров...

С рождения постоянно орал. Сжимал кулачки, весь напрягался и тужился в голову. Периодически подергивалась одна ножка. В 2 мес лежали в клинике с подозрением на эпилепсию, делали УЗИ мозга через родничок и сдавали кровь. Ничего не нашли. А он так и орал, все время. Двойня, думала помру. После 4 мес стал просыпаться по ночам по несколько часов просто не спал. После года ситуация со сном сильно ухудшилась, не спал по 3-5 часов 4-5 ночей в неделю. Стал приотставать с развитием. Не критично.

В какой то момент перестал встречать по утрам. 5-10 мин вообще никакой. Глаза в разные стороны, ничего не слышит и не видит. Трудности с засыпанием. Хочет спать, старается уснуть, но не может. По 2,5 часа.

Далее врачи ставили эксперименты с его режимом дня, в 1,5 года вообще убирали дневной сон, измучили ребенка, и ничего не помогло. В конце концов отправили в клинику.

В клинике проверили кровь, рефлюкс, 2 раза во время дневного сна ЭЭГ 20 мин, глазное дно. Все в норме - идите домой. После стресса в клинике дома начались судороги. Не сильные и краткие, до 5 сек за раз. Сжимал кулачки, руки в локтях, сжимал зубы и весь трясся. Сняла на видео. Один в один как в 2 месяца.

Снова клиника, ЭЭГ 24 часа. Ничего. Все чисто. Сказали что это что-то между его привычкой и поведением. Идите домой.

Но судороги остались и появилась стереотипия. Клинику очень плохо перенес, уже 2 мес прошло, а еще расхлебываем последствия. Когда совсем плохо мычит, качается на ногах, сильно косит глазами и его трясет. Как будто не с нами в этот момент, как залипает. Залипает и обычно часто. Просто сидит и в одну точку смотрит, не двигается.

А бывает несколько дней подряд вообще все отлично. Отличный контакт, никакой стереотипии, мычания и почти нет косоглазия( у окулиста были, в январе будем капать и еще раз смотреть)

В итоге поставили аутизм. Это объясняет бессонницу. Выписали мелатонин, наконец-то, спустя 9 месяцев. Засыпает хорошо, но ночью все равно не спит.

Все. Больше ничего обследовать не хотят. Благодаря помощи здесь проверили кровь на переносимость глютена и козеина, все хорошо. С боем выбили МРТ, только в феврале.

Кто знаком с похожей ситуацией? Ребенка продолжает трясти. Какие обследования нужно еще сделать?

Спрашиваю здесь, потому что врачи упорно отшивают, хотя не могут объяснить что с ним.

Это может быть похоже на эпилепсию? ЭЭГ могло ее пропустить?

www.babyblog.ru

Что показывает мрт при аутизме. Что покажет МРТ при аутизме? Результаты и обсуждение

Как всё происходит?

Описываю личный опыт. В какой-то момент ты «теряешь» своего ребёнка. У нас это произошло в классические 1.5 года. Сашенька из здорового малыша и хорошо знакомого «моего» ребёнка,превращается в совершенно иного, в «незнакомца» –перестал делать всё.

Ребенок стал: НЕ есть, НЕ играть, НЕ понимать просьб, Не слышать (хотя со слухом всё в порядке), НЕ делать ничего, из того что делал раньше.

Началась беготня по врачам, специалистам, неврологам, психологам, дефектологам. Потом, кто какими способами «реанимирует» ребёнка.

И вот возрождается » новая» жизнь: осваивание новых навыков, новая диета, у кого появляется речь, приучатся к горшку, новые игры, новые занятия, НОВОЕ ВСЁ.

И Ты рад, непомерно рад новым словам, песням, что уже не нужны памперсы, что начинает говорить или показывать чего хочет…У каждого из вас, родители, свои радости…и тут… ОПА!..

….вновь стал писаться, вновь молчит, вновь мало чего хочет, да ещё и истерики могут появиться..

В первый раз для меня это было настоящей катастрофой:

Неужели всё что я делала насмарку?

Неужели год моих трудов прошёл зря?

Неужели моему ребёнку никогда не станет лучше?

Было у вас такое?? Насколько я изучала тему, то у многих. Если не у каждого.

И как к этому относиться?

Мне понравилась мысль Стивена Коуэна, врача-педиатра с 25-летним стажем, вот что он говорит (путь там речь и про нейротипичных детей, но я вспоминаю его слова, когда у Саши очередной «откат») :

«У жизни каждого ребенка свой ритм и такт – порою быстрый и громкий, иногда медленный и тихий. И так же, как каждая весна приносит нам обновленное чувство ценности нашей жизни, каждый новый жизненный этап несет ребенку новые открытия и чудеса. Ведь обучение чему-то новому – далеко не только лишь процесс накопления информации. Это процесс ее переосмысления, процесс превращения наших знаний в нечто новое, и порою чтобы взглянуть на что-то свежими глазами, мы должны об этом забыть. Именно поэтому некоторым детям порою нужно слегка отойти назад, чтобы совершить огромный скачок вперед.

Наша жизнь идет по спирали, и это прежде всего значит, что у нас есть больше одного шанса чему-то научиться. С каждым новым жизненным этапом мы сталкиваемся с теми же уроками в новых обличьях – вновь и вновь.

Нужно принять идею, что, в противоположность совершенной душе, существо физическое есть сущность несовершённая, прогресс которой обусловлен ошибками и неудачами. Именно конфликты, рождённые ошибками, доставляют энергию для продолжения эволюции. »

Ещё такая штука в спорте есть. За счёт чего растут мышцы у бодибилдеров? От сильного напряжения в мышечных тканях происходят микроразрывы. Эти микроразрывы и запускают механизм роста мышечной массы.

Точные причины, вызывающие аутизм, неизвестны, но одна из них может быть связана с органическими изменениями в головном мозге пациента. С целью установления причины расстройства развития головного мозга лечащий врач может назначить МРТ. Виден ли на МРТ аутизм, а также в каких случаях может быть полезен данный метод диагностики, читайте в нашей статье.

МРТ при аутизме

В диагностике аутизма МРТ привлекается для исключения органических причин расстройства. Если в результате полученных данных окажется, что аутизм не вызван структурными (органическими) изменениями в головном мозге, лечащий врач сможет обратиться к другим методам диагностики.

Аутизму органического происхождения сопутствуют изменения в участках мозга, которые отчетливо визуализируются на МРТ. К примеру, затруднение или отсутствие коммуникативных навыков может быть вызвано изменениями в лобной и височной долях мозга. При органическом повреждении мозга может прослеживаться асимметрия боковых желудочков.

Чем полезна МРТ при расстройстве развития мозга?

Дифференциальная диагностика

В некоторых случаях аутизм может иметь клиническую симптоматику, схожую с другими заболеваниями. Так, МР-сканирование позволяет выявить гидроцефалию, энцефалопатию, кровоизлияние, аномалии развития головного мозга, сглаженность коры головного мозга и повышенное внутричерепное давление, свойственное другим патологиям. Кроме того, МРТ выявляет ишемическое поражение головного мозга. Своевременная диагностика данных патологий позволит назначить максимально эффективное лечение.

Выявление опухолей

Одной из возможных причин развития аутизма может являться наличие опухоли в головном мозге пациента. МРТ – наиболее эффективный метод диагностики выявления новообразований вне зависимости от их локализации и степени. Важно отметить, что в ходе диагностики отсутствует вредное излучение, способное вызвать рост опухолевых клеток.

МРТ в ранней диагностике аутизма

В журнале Nature в феврале 2017 года американские ученые опубликовали результаты исследования ранней МРТ-диагностики у детей с аутизмом. Исследователи пришли к выводу, что ранняя МРТ-диагностика открывает возможность для оперативного вмешательства и лечения, которые могут быть более эффективными именно на первоначальной стадии. К примеру, у детей с подозрением на аутизм в возрасте 6-12 месяцев было обнаружено расширение поверхности головного мозга (увеличение его площади и объема). При этом атипичная структура головного мозга, как правило, формируется к двум годам. По мнению ученых, вовремя проведенная диагностика дает возможность безотлагательно приступить к лечению.

Исследователи из Университета Юты, США, сделали важный шаг к диагностике аутизма с помощью магниторезонансной томографии (МРТ). В дальнейшем эти данные могут помочь врачам выявлять подобную проблему у детей на самой ранней стадии, что увеличит доступность лечения и улучшит прогноз для людей с аутизмом.

Результаты исследования были опубликованы 15 октября в журнале Cerebral Cortex, сообщает Medical News Today. Руководил исследованием нейрорадиолог Джеффри С. Андерсон, профессор радиологии в Университете Юты. Он использовал МРТ для выявления участков, в которых левое и правое полушарие мозга у людей с аутизмом неправильно взаимодействовали друг с другом.

Эти участки являются "горячими точками", которые связаны с моторными навыками, вниманием, распознаванием лиц и социальным поведением – все эти функции нарушены у людей с аутизмом. МРТ людей без аутистических расстройств не выявила подобных дефицитов.

"Мы знаем, что два полушария должны работать вместе для выполнения многих функций мозга, - говорит Андерсон. – Мы использовали МРТ, чтобы оценить силу этих связей с обеих сторон у пациентов с аутизмом".

Помимо большего размера мозга у маленьких детей с аутизмом нет значительных структурных отличий от мозга людей без этого расстройства, и обычное сканирование мозга с помощью МРТ не может выявить аутизм. Уже давно многие ученые предполагают, что можно открыть отличия мозга людей с аутизмом, если изучить то, как различные участки мозга взаимодействуют друг с другом.

В другом исследовании ученых из Университета Юты измерялась микроструктура белого вещества, которое соединяет различные участки мозга, и оно показало значимые отличия при аутизме. Это говорит о том, что МРТ может стать со временем методом диагностики аутизма. В этом случае диагноз будет ставиться по объективным и быстро полученным данным, что сделает методы помощи более своевременными и успешными. Исследования также м

yanaorgo.ru

Ученые научились диагностировать аутизм с помощью МРТ мозга

Ученые рассказали, что теперь можно диагностировать аутизм у детей до того, как появятся первые симптомы. Фото mit.edu

Исследователи из США считают, что при помощи сканирования мозга младенцев, у которых есть старшие братья и сёстры с аутизмом, можно сделать достаточно точный прогноз, будет ли у исследуемых детей также развиваться аутизм или же нет.

Результаты недавнего исследования дают учёным надежду на то, что существует вполне реальная возможность диагностировать у детей расстройство аутистического спектра (РАС) ещё до того, как у них проявятся первые симптомы. Ранее эта цель казалась недостижимой.

Более того, исследование открывает возможности и перспективы в диагностике и, возможно, даже лечении аутизма.

Но для начала разберёмся, почему же так трудно диагностировать аутизм у детей. Как правило, у ребёнка проявляются симптомы расстройства аутистического спектра (например, трудности с установлением зрительного контакта) после двухлетнего возраста. Специалисты считают, что изменения мозга, связанные с РАС, начинаются гораздо раньше – возможно, даже ещё в утробе матери.

Но различные методики, оценивающие поведение человека, не могут предсказать, у кого будет диагностирован аутизм, говорит ведущий автор исследования п

rubic.us

МРТ в ранней диагностике аутизма

В журнале Science Translational Medicine были опубликованы результаты исследования возможностей магнитно-резонансной томографии (МРТ) при диагностике аутизма у 6-месячных детей.  Оказалось, что МРТ-исследование коннективности в головном мозге младенцев из группы высокого риска аутизма позволило успешно идентифицировать девятерых из 11 детей, которым впоследствии в двухлетнем возрасте был поставлен диагноз расстройства аутического спектра (РАС). Более того, данные нейровизуализации позволили правильно диагностировать норму у всех 48 младенцев, у которых впоследствии диагноз РАС был отвергнут. На данный момент не существует общепринятых способов диагностики РАС до манифестации поведенческих симптомов, но эти новые данные подтверждают гипотезу о том, что предрасполагающие к аутизму паттерны развития мозга присутствуют у детей задолго до того, как примерно к 2-хлетнему возрасту у них формируется типичное для РАС поведение. По мнению авторов данной работы, это открывает возможности для раннего вмешательства, которое может оказаться значительно более эффективным, чем современные стратегии коррекции, которые, как правило, начинаются после двух лет, когда атипичные характеристики мозга уже давно сформировались. Проведение этого исследования спонсировалось Национальным институтом детского здоровья и развития человека, а также Национальным институтом психического здоровья США. В рамках этой работы группа ученых из Университета Северной Каролины и из Медицинской школы Вашингтонского университета испытывала 15-минутный протокол сканирования, называемый МРТ с оценкой функциональной коннективности (фкМРТ), на 59 спящих детях с высоким наследственным риском РАС, а именно, имеющих старших сиблингов с РАС.  Известно, что наличие брата или сестры с аутизмом увеличивает у ребенка риск развития РАС до примерно 20%, в то время как у не имеющих сиблингов с РАС детей этот риск составляет приблизительно 1,5%. Оценивавшаяся в данном исследовании функциональная коннективность мозга позволяет судить о том, насколько различные отделы мозга могут синхронно функционировать во время выполнения тех или иных заданий или в покое. В рамках более крупного проекта, который ведется уже 10 лет, исследователи собрали большое количество данных по 26 335 парам функциональных связей между 230 различными зонами мозга. После сканирования авторы использовали для расшифровки данных фкМРТ самообучающуюся компьютерную программу, с помощью которой и были разработаны алгоритмы, позволяющие идентифицировать паттерны, которые были выбраны в качестве предикторов РАС. При этом среди всех функциональных связей были выбраны те, которые коррелировали с хотя бы одной связанной с РАС поведенческой особенностью, проявившейся у участников исследования при обследовании в 24 месяца (среди них были навыки социального поведения, речь, моторное развитие и повторяющееся поведение). Согласно комментариям авторов работы, по получаемой при фкМРТ в покое картине можно судить о том, как различные отделы мозга будут взаимодействовать при самых различных видах активности – от движений конечностями до социального взаимодействия, и складывающиеся при этом очень сложные паттерны могут быть как типичными, так и атипичными.  В целом, диагностическая точность самобучающейся программы идентификации младенцев, у которых впоследствии разовьется РАС, с помощью фкМРТ, составляла 96,6% (95% доверительный интервал [ДИ], 87,3% - 99,4%; P предсказательной ценностью 100% (95% ДИ, 62,9% - 100%) и чувствительностью 81,8% (95% ДИ, 47,8% - 96,8%). Более того, в исследовании не было ложноположительных результатов. Все 48 детей, у которых впоследствии не было выявлено РАС, были отнесены в правильную категорию, что соответствовало специфичности 100% (95% ДИ, 90,8% - 100%) и отрицательной предсказательной ценности 96% (95% ДИ, 85,1% - 99,3%). Разумеется, это очень ранние результаты, которые впоследствии будет необходимо подтвердить на более обширных популяциях.  В принципе, одно такое исследование (European Autism Interventions study) идет уже сейчас: в нем также выполняется сканирование мозга младенцев из группы риска, чтобы лучше понять биологию РАС и в конечном итоге разработать фармакологическое лечение.  Кроме того, по мнению авторов опубликованной сейчас работы, использованная ими методика фкМРТ с последующей интерпретацией результатов самообучающейся компьютерной программой, вряд ли будет когда-либо пригодна для проведения рутинного массового скрининга младенцев. Скорее всего, в будущем в качестве скрининга для идентификации группы высокого риска будет применяться какой-то более дешевый метод (например, определение ДНК в слюне ребенка), а техники нейровизуализации будут использоваться уже на втором этапе для подтверждения очень высокого риска аутизма.

medspecial.ru

Как с помощью МРТ выявить аутизм у ребенка

Чтобы понять, каким образом разные участки мозга устанавливают связи и взаимодействуют друг с другом, исследователи изучили данные МРТ мозга младенцев в возрасте шести месяцев. Используя методы нейровизуализации, им удалось определить, у кого из детей есть повышенный риск развития аутизма для постановки соответствующего диагноза уже к двум годам.

 

Предыдущее исследование, проведенное Университетом Северной Каролины и опубликованное в журнале Nature в феврале, было нацелено на изучение анатомических различий головного мозга младенцев с целью спрогнозировать развитие аутизма у детей в возрасте 1-3 лет.

 

В этой статье, опубликованной ранее в Science Translational Medicine, описывается второй тип биомаркера, который исследователи и, возможно, клиницисты могли бы использовать в будущем как часть диагностического инструментария для ранней идентификации детей с риском развития аутизма, еще до появления симптомов.

 

“Статья, опубликованная в Nature, фокусировалась на измерении анатомических особенностей развития в двух возрастных точках (6 и 12 месяцев). Однако новое исследование было сосредоточено на изучении того, как отдельные участки мозга синхронизируются друг с другом, что дало бы возможность спрогнозировать даже еще в более юном возрасте, у каких детей в дальнейшем, в возрасте 1-3 лет, разовьется аутизм”. – говорит доктор Джозеф Пайвен (Joseph Piven), главный автор исследования и директор Каролинского Института Нарушений Развития.

 

“Чем больше мы понимаем о работе головного мозга до появления симптомов болезни, тем эффективнее наша помощь детям и их семьям”.

 

По словам доктора Джона Р. Пруэтта-мл., соавтора исследования, а также старшего доцента психиатрии медицинского факультета Вашингтонского университета в Сент-Луисе, “Нет таких поведенческих особенностей, которые помогли бы нам распознать аутизм до появления симптомов (что происходит в течение второго года жизни). Тем не менее, известно, что раннее вмешательство благоприятно влияет на результаты, поэтому если в будущем мы сможем использовать МРТ для определения групп детей со сверхвысоким риском развития симптомов, мы сможем начать лечение раньше”.

 

Во время исследования спящих детей помещали в аппарат МРТ и в течение 15 минут проводили сканирование и наблюдали нейронную активность в 230 разных зонах мозга. Ученые анализировали, как различные участки мозга синхронизируются друг с другом. Эта коммуникация (или “синхронизация”) отражает скоординированную активность участков мозга, что является крайне важным для когнитивной деятельности, памяти и поведения, и может быть исследовано во время сна.

 

Далее внимание исследователей было сосредоточено на изучении связей разных зон головного мозга, участвующих в формировании ключевых характеристик аутизма: языковых навыков, патологически цикличных действий и социального поведения. Например, было установлено, какие участки мозга, образующие связи в возрасте 6 месяцев, отвечают за поведение детей в два года. Это помогло доктору Пайвену и коллегам в создании компьютерной программы, способной выделять группы детей на основе разницы в синхронизации этих зон мозга.

 

Для первой части исследования ученые отобрали 59 младенцев, имевших старшего брата или сестру с диагнозом аутизм, а это значит, что риск развития аутизма у данной группы младенцев составлял 20%. Для сравнения – в основной популяции такой риск составляет не более 1,5%. Аутизм впоследствии развился у 11 из 59 исследованных младенцев.

 

Компьютерная программа смогла разделить данные на две основные группы: МРТ младенцев, у которых развился аутизм, и тех, у кого нет. Используя только эту информацию, программа правильно спрогнозировала развитие аутизма у 81 процента детей, кому впоследствии, в возрасте 2 лет, был поставлен такой диагноз.

 

Роберт Эмерсон, бывший постдокторант Университета Северной Каролины и первый автор исследования, говорит, что “Когда программа определяла, что конкретный ребенок болен аутизмом, она никогда не ошибалась. Однако у двух детей она не смогла спрогнозировать последующее развитие аутизма на основании анализа данных, полученных в шестимесячном возрасте.

 

Эмерсон также добавляет, что “Никто еще не проводил такого рода исследования на шестимесячных младенцах, поэтому его необходимо повторить. Мы надеемся в ближайшее время провести более широкомасштабное исследование с другими испытуемыми”.

 

Это уже четвертое исследование аутизма с использованием нейровизуализационных методов, проведенное учеными Университета Северной Каролины в этом году. В марте этого года, совместно с Nature, они опубликовали работу в журнале Biological Psychiatry, в которой утверждалось о наличии связи между повышенным количеством спинномозговой жидкости и аутизмом. В феврале в журнале Cerebral Cortex была опубликована статья о функциональных связях мозга, играющих важную роль в формировании нарушений социального поведения у детей с аутизмом.

 

“Я считаю, что в будущем мы получим еще более поразительные результаты, когда вместо использования какого-то одного фрагмента данных для ранней диагностики аутизма, мы будем использовать информацию из всех имеющихся источников”, – говорит Эмерсон. “Я думаю, что будущее за ранней биологической диагностикой аутизма”.

 

Подготовила: Захарова Ю.С. 

 

Источник: Emerson RW, Adams C. Functional neuroimaging of high-risk 6-month-old infants predicts a diagnosis of autism at 24 months of age. Sci Transl Med. 2017 Jun 7;9(393). pii: eaag2882. doi: 10.1126/scitranslmed.aag2882.

Читайте также:

psyandneuro.ru

Функциональная томография мозга при аутизме

Подробности
Просмотров: 742

Многие исследователи делают попытки характеризовать функциональный фенотип мозга при аутизме, изучая модели нейронной активации при процессах энертичной обработки информации, сравнивая их с активностью мозга в остальные моменты или в моменты выполнения контрольного задания. Такие электромагнитные измерения, как электроэнцефалография (ЭЭГ), магнитоэнцефалография (МЭГ) и вызванные потенци­алы мозга (ВП)\ предоставляют непосредственное измерение нейронной активности. А гемодинамические измерения, например позитронная эмиссионная томография2 и функциональная магнитно-резонансная томография, которая фиксирует нейронную активность косвенным образом, отслеживают изменения кровотока мозга.

Интерпретация этих изысканий усложняется в связи с некоторыми методологиче­скими изъянами, которые подвергают сомнению результаты некоторых структурных исследований при аутизме (а именно: маленькие размеры образцов; не вполне стандар­тизированные диагностические критерии; разрозненность выборки; невозможность подсчитать средние величины, например возрастные или гендерные). Поскольку ис­следования с использованием функциональной томографии требуют от участников выполнять задания и не двигаться, к таким процедурам могут привлекаться только относительно взрослые и/или высокофункциональные испытуемые, что ограничивает обобщения данных. Исследования маленьких детей предполагают лишь пассивную ре­акцию на стимулы, когда испытуемые находятся в покое (Boddaert et al., 2004) или спят естественным сном. Хотя этот методический подход позво­ляет преодолеть некоторые проблемы с вычислениями, в такой интерпретации данных есть свои ограничения. Учитывая многие сложности, присущие этой области изыска­ний, не удивительно, что они создают смешанную картину неврологических проблем при аутизме. Подробное описание исследований с использованием функциональной томографии не вписывается в формат этой главы. Здесь мы представляем только очень выборочный обзор ключевых изысканий.

Некоторые исследователи предположили, что речевые стимулы гораздо труднее ана­лизировать, чем невербальные (например, музыкальные) слуховые стимулы. Используя магнитно-резонансную томографию, Жерве и коллеги (Gervais et al., 2004) сообщают, что у людей с аутизмом не активизируются области верхней височной борозды, которая выборочно отвечает за реакцию на голосовые звуки, но при этом они демонстрируют нормальную активацию в ответ на неголосовые звуки. Тем не менее другие ученые от­метили аномальные реакции даже при обработке простой слуховой информации (Gage et al., 2003). Безусловно, височные доли имеют двустороннюю гипоперфузию3 даже в со­стоянии покоя (Gendry Meresse et al., 2005).

Эта картина также становится смешанной, когда исследования используют более сложные задания, которые требуют восприятия языка высокого уровня. Например, Миллер и коллеги (Muller et al, 1999) сообщают о позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), с помощью которой они проверяли активацию в процессе слуховой и языковой обработки задания у пяти высокофункциональных взрослых аутистов. Пассивно слу­шая простые предложения, взрослые аутисты демонстрируют сниженную асимметрию полушарий в височной доле по сравнению с выраженной асимметрией, которую можно наблюдать в обычной контрольной группе. Однако генерируя предложения от словес­ной подсказки, аутисты не показали ожидаемую преимущественно левостороннюю ак­тивацию в нижних лобных отделах. Мюллер и коллеги предположили, что эти данные частично доказывают гипотезу об атипичной или сниженной доминантности полуша­рий относительно языка при аутизме.

Андерсон и коллеги (Anderson et al, 2010) также отметили сниженную активацию в левом заднем островке, что, как считается, отражает нарушение эмоционального вос­приятия языка. Помимо прочего, по некоторым данным, люди с аутистическим рас­стройством демонстрируют пониженную способность интегрировать поступающую языковую информацию с эмоциями и знаниями о мире (Tesink et al, 2011). Кроме того, эти исследования свидетельствуют о функциональных аномалиях организации специ­ализированной вычислительной системы в левой, височной и островковой областях коры, которые в норме участвуют в обработке языка. Наличие слабых связей и соеди­нений между компонентами этой системы также становится аргументом в защиту этого предположения (Minshew, Keller, 2010; Stefanatos, Baron, 2011).

Как и процесс восприятия речи, понимание и применение социальной информа­ции влечет за собой эффективное и быстрое распространение информации меж­ду компонентами высокоорганизованной нейронной сети, которую часто называют «социальным мозгом» (Adolphs, 2009; Dawson, Bernier, 2007; Pelphrey et al., 2011). Она состоит из не менее чем двенадцати отдельных областей, включая миндалину, гиппо­камп, островок, поясную извилину, веретенообразную извилину, угловую извилину, верхнюю височную борозду, зону Брока, зону Вернике, ангулярную извилину, нижнюю лобную борозду и глазничную медиальную область дорсальной предлобной зоны коры (Brothers, 1997). Эта сеть позволяет нам воспринимать мысли, чувства и намерения дру­гих людей, а также использовать эти знания, чтобы предвосхищать их поведение, а со­ответственно — направлять свое. Помимо этого, эта сеть вовлечена в развитие эмпатии и способности обмениваться социально значимой информацией, чтобы формировать адекватные и общие цели.

Многие, если не все, эти области были мишенью функциональных томографических исследований при изучении некоторых аспектов обработки социальной информации при аутизме (Ashwin et al., 2007; Pelphrey, Carter, 2008; Di Martino et al, 2009). И они снова показали нарушения соединяемости компонентов сложной сети у людей с АР. Клейнханс и коллеги (Kleinhans et al, 2008) обнаружили слабые связи между миндалиной и верете­нообразной извилиной, тогда как Руди и коллеги (Rudie et al, 2012) наблюдали похожую картину между миндалиной и вторичными зрительными ареалами. Эти аномалии могут лежать в основе некоторых трудностей, которые испытывают люди с аутизмом при вос­приятии выражения лица и невербального языка других людей.

Повреждение или дисфункция лобной области коры и ее соединений с базальными ганглиями и поясной областью может приводить к снижению психической гибкости, контроля импульсов и способности рассматривать проблемы с разных точек зрения.

В связи с изучением аутизма методом функциональной томографии возникает мно­го проблем, связанных с методологическими подходами и интерпретацией данных. Но к ним прибавляются и другие вопросы, когда пи данные рассматриваются в кон­тексте нейропсихологических обследований, структурной томографии и результатов ги­стологических исследований. Все существенные вариации клинических проявлений, тя­жести и истории развития расстройства в каждой психологической картине поведенче­ского фенотипа АР спроецированы в картине активации мозга и состоянии нейронных связей. Это расстройство с очевидностью не является целостным феноменом, но пред­ставляет собой множество различных состояний, которые становятся составляющими элементами совокупности поведенческих симптомов (Wing, 1997), обладающими общи­ми чертами лежащей в основе патофизиологии,

Повреждение может сильно разниться в зависимости от составляющих аутисти­ческой триады (Ronald et al, 2005). Степень этих повреждений влияет на то, как люди способны выполнять задания, на возникновение у них компенсаторных стратегий или навыков. Это, в свою очередь, имеет значение при определении картины отклонений в активации, которую можно наблюдать в процессе исследований функциональной то­мографии мозга при выполнении заданий. Например, когда слабые дистанционные ней­ронные соединения негативно влияют на языковые навыки, социальные и саморегули­рующие процессы. А избыточные близкие соединения могут предоставлять людям такие сильные качества, как прекрасное восприятие фигуры и фона.

По-видимому, существует близкая взаимосвязь между социальной дисфункцией и проблемами общения, и эта взаимосвязь может отчасти быть связана с некоторым перекрытием в корковых отделах, которые несут посредническую функцию при разви­тии социальных и коммуникативных способностей. На рис. 4.2А и 4.2В мы можем ви­деть разные ракурсы человеческого мозга с выделенными цветом накладывающимися друг на друга ареалами, которые выделяют области, связанные с каждым из элементов аутистической триады: социальные взаимодействия, общение и повторяющиеся огра­ниченные формы поведения и интересы. Области, выделенные зеленым, представляют разделы, связанные с социальным дефицитом. Эти области включают в себя сложно распределенную сеть, в которую входят: глазничная и медиальная области лобной коры, лобный полюс, поясная область коры, верхняя височная борозда, височный полюс, ве­ретенообразная извилина и миндалина. Как мы можем видеть, эти области являются.

 

Проблемы повторяющихся и стереотипных форм поведения (голубой цвет) связаны с дисфункцией сложно распределенной сети, в которую входят, глазничная область лобной коры, задняя темен­ная область коры, добавочная моторная зона коры, поясная извилина, базальные ганглии, та­ламус и мозжечок. Области, чередующиеся с зе­леными и красными полосами, представляют ареалы мозга, которые считаются вовлеченными в социальное поведение и коммуникации.

В Некоторые медиальные корковые и подкорко­вые структуры участвуют в регуляции поведения в каждой из трех областей, как показано на ри­сунке.

смежными с отделами, закрашенными красным цветом, или перекрывают друг друга. Красный цвет выделяет зону, которая обычно тесно связана с проблемами коммуни­каций. Отчетливый перехлест особенно заметен как в лобной, так и височной обла­стях коры — это области, которые более всех затронуты при аутистическом расстрой­стве. Проблемы, связанные с повторяющимися и стереотипными формами поведения и ограниченными интересами, в некоторой степени имеют общие нейронные ресурсы, что и социальное поведение.

С точки зрения онтогенеза существует взаимозависимость между когнитивными способностями и «вычислительным аппаратным обеспечением», которое поддерживает развитие социальных и коммуникативных навыков. На ранних этапах развития возни­кает сложное взаимодействие подкорковых структур, задействованных при внимании. Например, взаимодействие миндалины, мозжечка, ствола и таламических ядер с областями коры, включающими «социальный мозг», а именно - с дорсально-медиальной и глазнично-лобной областями передней коры, поясной и веретенообразной извилинами, верхней височной бороздой (Adolphs, 2009; Frith, Frith, 2010). Эта сеть участвует в разви­тии интерсубъективности, т. е. обобщенного опыта в понимании субъективного состоя­ния других людей (например, внимания, намерений и эмоций).

Этот тип социального взаимодействия также важен для развития коммуникативных способностей (Stefanatos, Baron, 2011; Tomasello, 2008). Медиальные предлобные и ви­сочные области, находящиеся рядом с височно-теменной областью (включая верхнюю височную борозду), играют чрезвычайно важную роль в регулировании сложных аспек­тов социального познания, включая образ мысли (Baron-Cohen et al.y 1994; Saxe, Wexler, 2005), эмпатию (Chakrabarti, Baron-Cohen, 2006; Decety, Lamm, 2007; Harris, 2003) и пред­ставления о людях (Saxe et al., 2009). Тем не менее эти области также вовлечены в про­цессы более низкого уровня, например обработку биологической информации, которая важна для высокоорганизованных социально-познавательных способностей (Decety, Lamm, 2007; Pelphrey et al> 2007). Будучи гетеромодальными ассоциативными областями коры, эти ареалы также участвуют в сборе информации от различных сенсорных (слу­ховой, визуальной, соместетической) и моторных областей с вводом от лимбической системы и других областей ассоциативной коры.

В этом контексте роль лимбической системы также представляется очень суще­ственной. Гиппокамп является узловым пунктом для соединения потоков, исходящих от разных областей коры, налаживания синхронной работы компонентов системы, кодирования и хранения новой памяти. Это представляется особенно важным для консолидации эпизодических воспоминаний, которые могут быть необходимыми для воссоздания эмоционального фона событий и их присоединения к личным пере­живаниям. Дети, страдающие аутизмом, как правило, испытывают трудности с вос­произведением долгосрочных воспоминаний, которые требуют от них личной вов­леченности (Jones et al.y 2011). Они не способны использовать собственные чувства для воспоминания событий (Hare et al.y 2007; Millward et al.y 2000) и, соответствен­но, испытывают определенные трудности, вспоминая, были ли они сами или кто-то другой участниками этих событий (Russell, Jarrold, 1999). При вспоминании событий прошлого они склонны ставить себя в позицию третьего лица (наблюдателя), а не вос­принимать факты с личной точки зрения (Lind, Bowler, 2010; Williams et al.y 2006). Таким образом, они испытывают затруднения, если воспоминания зависят от аспек­тов самосознания, представления о других или понимания социального контекста происходящих событий. Людям с АР лучше справляются с заданиями, которые тре­буют от них «знания» (семантическая память), а не «воспоминания».

Резюме

В целом можно сказать, что людей с аутистическим расстройством отличает атипичное раз­витие нервной системы, которое выражается в чрезмерном росте мозга (как серого веще­ства, так и белого) в первые годы жизни (1-2 года), что влечет за собой увеличение размера мозга (около 10%) и потенциальную макроцефалию в раннем детстве. Разрастание особен­но заметно в лобной, височной и теменной долях, а также в некоторых подкорковых струк­турах, например в хвостатом ядре. При этом другие подкорковые структуры (например, таламус, ствол, миндалина, гиппокамп) часто показывают сниженные размеры. Фенотип также часто связан с другими морфологическими разрастаниями: полимикрогирия, макрогирия и шизэнцефалия. Более того, исследования показали существенные отклонения при раннем формировании коры, что приводит к аномалиям, которые начинаются в пре­натальный период, а затем продолжаются в раннем постнатальном развитии. В конечном итоге замедление постнатального развития мозга приводит к нормальному или близкому к норме размеру мозга, однако многие микроструктурные аномалии остаются. Со време­нем утончение коры становится очевидным в позднем развитии тех областей мозга, кото­рые особенно важны для социальных и коммуникативных функций и саморегуляции.

Такое отклонение траектории развития может приводить к атипичным вариантам функциональных связей (Lewis, Elman, 2008). Нарушения выражаются в общем сниже­нии целостности белого вещества (Groen et al, 2011) с увеличением ближних функцио­нальных соединений и уменьшением дальних. Это нарушение нормального хода развития сказывается на снижении синхронизации нейронных сетей (Koshino et al, 2008). С этим, вероятно, также связаны отклонения функциональной асимметрии полушарий, которые обычно возникают в процессе развития головного мозга. Люди, страдающие аутизмом, отличаются сниженной латерализацией языковых функций и нехарактерной картиной активации при обработке таких зрительных стимулов, как распознавание лиц, и дру­гой социальной информации. Учитывая наличие широко распространенной базовой патофизиологии и ее развитие, все это вызывает сложную совокупность первичных, вто­ричных и третичных эффектов, сказывающихся на поведении. Повреждение функций за­висит от распространенности функциональных связей лобной и височной долей коры. Пер­вичные сети регулируют функции, необходимые для таких социальных взаимодействий, как способность воспринимать мысли, чувства и мнения других людей. При повреждении сетей, отвечающих за функции деятельности, люди склонны к повторяющимся действиям, буквальному восприятию, они испытывают трудности при рассмотрении информации с различных точек зрения. Нарушения в двух этих областях оказывают существенное влия­ние на развитие коммуникативных навыков.

Рис. 4.2А. На рисунке мы можем видеть попереч­ный срез головного мозга. Закрашенные области указывают на те зоны, которые считаются поврежденными у людей с аутистическим расстрой­ством. Области, закрашенные красным, связыва­ют с проблемами коммуникаций. Эти проблемы выражаются в дисфункции сложной распростра­ненной сети, включающей следующие области и проводящие пути: нижнюю лобную зону коры, верхнюю височную извилину, верхнюю височную извилину, верхнюю височную борозду, островок, базальные ганглии, таламус и мозжечок. Некото­рые структуры на рисунке не видны из-за выбран­ного плана. Области, закрашенные зеленым, пред­ставляют разделы, связанные с социальными на­рушениями. Эти области включают в себя сложно распределенную сеть, в которую входят: глазнич­ная и медиальная области лобной коры, лобный полюс, поясная область коры, верхняя височная борозда, височный полюс, веретенообразная из­вилина и миндалина.

 

Проблемы повторяющихся и стереотипных форм поведения (голубой цвет) связаны с дисфункцией сложно распределенной сети, в которую входят: глазничная область лобной коры, задняя теменная область коры, добавочная моторная зона коры, поясная извилина, базальные ганглии, таламус и мозжечок. Области, чередующиеся с зелеными и красными полосами, представляют ареалы ^ га, которые считаются вовлеченными в социаль­ное поведение и коммуникации.

  • < Назад
  • Вперёд >

med-testy.ru

Ранняя диагностика аутизма с помощью МРТ

Представительство мыслей и эмоций в головном мозге может рассказать об аутизме на ранних стадиях развития заболевания.

Команда исследователей из Университета Карнеги-Меллона (США) под руководством Марселя Джаста (Marcel Just) разработала технологию сканирования головного мозга, позволяющую предсказывать развитие аутизма. Технология основана на анализе представительства в мозге мыслей и эмоций человека и позволяет диагностировать заболевание на ранних стадиях с 97%-ной вероятностью. Результаты исследования опубликованы в журнале PLoS One.

Ученые провели сканирование головного мозга 17 взрослых высокофункциональных аутистов и 17 нейротипичных представителей для контроля. Технология была основана на использовании функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), а также методов машинного обучения, разработанных ранее в университете и позволяющих сканировать и декодировать содержание мыслей и эмоций человека.

Аутизм удалось выявить по особому представительству определенных понятий в головном мозге, которое отличалось от увиденной в контрольной группе картины. Эти ключевые изменения исследователи назвали «мысле-маркеры». Они обнаружили, что с вероятностью в 97% можно диагностировать аутизм, если исследовать, какие зоны мозга активируются при размышлении о социальных понятиях, таких как «убедить», «обнять» или «обожать» и др.  

Выявленное различие, по словам исследователей, основано на том, что нейротипичные испытуемые при мысли о таких понятиях представляют себя в определенном социальном взаимодействии, больные аутизмом же реагируют лишь на словарное значение этих слов. Тому и другому варианту соответствует определенная зона активации.

Таким образом, разработанный метод дает возможность диагностики аутизма не только по когнитивным и поведенческим проявлениям, но и с помощью техник сканирования мозга. Кроме того, исследователи рассчитывают, что результаты их работы поможет продвинуться в изучении и других расстройств психики. 

Ранее Научная Россия писала о методе диагностики аутизма с использованием домашнего видео.

scientificrussia.ru


Смотрите также

© Copyright Tomo-tomo.ru
Карта сайта, XML.

Приём ведут профессора, доценты и ассистенты

кафедры лучевой диагностики и новых медицинских технологий

Института повышения квалификации ФМБА России